Ленинградская обл., Север               8332         0

Бурная Ладога: несложный маршрут для походов с детьми на байдарке (река Вьюн – река Бурная – Ладожское озеро)

Ладожское озеро у устья реки Бурная7 мая 2014 г. Нитка маршрута: г. Санкт-Петербург — пос. Запорожское — р. Вьюн — р. Бурная — Ладожское озеро — пос. Запорожское — г. Санкт-Петербург. Участники: Дмитрий, Ирина, Иван

Зимой мы купили надувную байдарку Тайга 430 для того, чтобы добраться на ней до самого центра Кольского полуострова. Усовершенствуя лодку и тренируясь ходить на ней, мы поняли, что она открывает новые возможности для походов с детьми.

В нашей семье растет особый ребенок – Ваня атипичный аутист. Он почти не говорит, хотя ему уже 7,5 лет. Он ласковый и общительный, физически крепкий и выносливый, но сильно отстает в развитии и обладает свойственным аутистам сложным поведением. Мы помогаем нашему ребенку адаптироваться к этому миру и быть счастливым.

Поэтому мы решили начать ходить с ним в походы, первый из которых водно-пеший поход выходного дня в заказник Сестрорецкое болото прошёл очень успешно.

На этот раз мы решили немного усложнить и удлинить задачу. Пройти на байдарке по рекам Вьюн и Бурная, выйти в Ладогу и проплыть вдоль ее берега, а затем сделать пятикилометровый пеший «бросок» до места стоянки нашего автомобиля в пос. Запорожское.

Честно говоря, название реки — Бурная сначала нас насторожило, врядли это тот маршрут, по которому стоит идти в водный поход с детьми, подумали мы.

Но, изучив его в программе Google Планета Земля, мы несколько успокоились — наш водный путь шёл по участкам, где порогов уже не было.

Итак, выбрав день на майских праздниках (наверное, самый солнечный, но уж точно не самый теплый, за всю первую майскую декаду) мы погрузили в машину все необходимое снаряжение и, самое главное, ребенка и тронулись в путь.

Начало маршрута: река Вьюн – река Бурная

Дорога к пос. Запорожское ведет через Сосново. На подъезде к поселку она идет параллельно реке Бурная, а почти рядом с Запорожским шумит порог Падунец.

Река Бурная, порог Падунец На фотографии он смотрится не так устрашающе, как вживую. На самом деле, достаточно бурная вода и крупные камни. Мы решили пройти через него летом, когда будет тепло и естественно без ребенка. Кильнёмся, так кильнёмся, зато попробуем.

Река Бурная вытекает из Суходольского озера и через 10 км впадает в Ладогу. Примерно, километров за 5 до устья Бурной в нее вливается река Вьюн, Ленинградская область очень сильно обвита этой узкой, длинной и сильно петляющей «водной артерией», длина которой 44 км (берет свое начало в Лемболовском озере) .

река Вьюн, ЗапорожскоеВ пос. Запорожское река Вьюн — это местная достопримечательность. Над ней сделана специальная «свадебная» площадка с замочками на верность, аркой в виде сердца для свадебных фото молодоженов.

Порог на реке ВьюнВесь этот романтик происходит над порогом Вьюна, хотя, конечно, парочка хибар неподалеку немножко портят общую картину, но, уж точно, не настроение молодоженам.

Здесь то мы и оставили нашу машину, надеясь, что свадебным кортежам она не помешает.

Спустившись по тропинке к Вьюну мимо нервного цепного тузика, охраняющего лачугу и с десяток куриц (ему то молодожены уж точно мешают жить спокойно), мы приступили к стапелю (сбору) байдарки.

Спасательный желет своими рукамиВане полагалась обновка – новенький, сшитый нашим семейным умельцем Дмитрием своими руками спасательный жилет. Все-таки водный поход с детьми предполагает строгое соблюдение техники безопасности.

Мы погрузились в байдарку. Ребенок уже привычно сел на нос, я примостилась за ним для страховки. Дима занял свое гребное место на корме. Местные рыбаки, медитирующие с удочками (за весь наш, пусть и короткий, стапель никто ничего так и не поймал) пожелали нам удачи.

Сплав по реке ВьюнВьюн неспешно нес нас через Запорожское.

Река Вьюн ниже ЗапорожскогоПотом его берега стали совсем пустынными, но загаженными. Этот дуб с одиноким вороном, наверное, самое живописное, из всего увиденного. Жителям дачного поселка, активно строящегося на левом берегу реки Вьюн о такой панораме мечтать и мечтать. Потому что из их окон видна только узкая, грязная речушка, с крутыми, заросшими сухой травой берегами и окрестные поля. В речку то там, то тут изливают свое содержимое дренажные (будем надеяться) трубы.

Река Вьюн у впадения в реку БурнаяРыбаков особенно много у впадения Вьюна в реку Бурную, Ленинградская область весной переживает пик рыболовного сезона. Ширина Бурной здесь не меньше 100 метров. Вопреки говорящему названию реки течения здесь почти нет.

Привал на берегу БурнойПроплыв еще пару километров пристаем на обед. До Ладоги осталось еще примерно столько же, сколько мы проплыли от места стапеля. Ребенок с жадностью ест. Меню стандартное, в том числе и для похода выходного дня с детьми – суп из пакета, «усиленный» тушенкой, печенье и заранее заготовленный в термосе чай с лимоном. Особенно Ване понравилась тушенка!

Напротив места нашего стойбища была быстрина, она и какой-то раздающийся шум меня насторожили – а вдруг неучтенный нами порог?!

Баркас на Бурной рекеНо нет, после отплытия течение снова почти пропало. Шумели ветер и прибой, потому что к Ладоге мы подошли совсем близко, о чем свидетельствовали наш навигатор и пришвартованный баркас.

Река Бурная, Ленинградская область почти вся застроена усадьбами и базами отдыха. О водоохранной зоне жильцы многих из них, похоже, не слышали.

Берег реки БурнаяСвой спуск к воде и огороженный участок берега есть здесь даже у гусей.

По Ладожскому морю

Выходим в Ладогу, придерживаясь берега. Ветер усиливается и поднимает волну. Недаром, Ладогу называют Ладожским морем.

Выход в Ладогу с БурнойБерег изрезан маленькими бухточками, которые прячутся в сухой траве и камышах. Напротив берега длинный и узкий остров.

Заливы на ЛадогеМного песчаных отмелей, летом вода здесь должна хорошо прогреваться. Вышли на берег поразмять ноги и чуток «переключить» ребенка. Вот так чередуя впечатления и нагрузки и надо организовывать походы с детьми-аутистами.

Финальная часть нашего путешествия – поход по Ладоге, была самой короткой – не больше 4 км, но и самой сложной из-за поднявшегося ветра. Волны поднимались выше борта байдарки, стараясь нас окатить (хорошо, что мы догадались закутать ребенка в ветровку), а прибой норовил выбросить нас на берег. Тем не менее, до нужной точки добрались без приключений.

Байдарка Тайга 430 теперь морского классаПока наш капитан собирал лодку, пытаясь вылить из нее воду и вытряхнуть ладожский песок, мы с Ваней отогревались на берегу.

По берегу Ладожского озераДо торной дороги к Запорожскому оставалось пройти по берегу метров 500.

Лесная дорога от Ладоги к охотничьей базеВ лесу был полный штиль, как будто морской прибой нам приснился. Пешком нам предстояло протопать около 5 км, по воде мы прошли около 12. Вся активная часть заняла 9 часов, а от дома до дома – 12.

Когда до оставленной в пос. Запорожское машины оставалось метров 500 ребенок стал ныть и хныкать. Пришлось отвлекать его русскими народными песнями, считалками и прочими разговорами про то, что осталось совсем чуть-чуть. Ну и нахваливать, конечно же, нашего мужественного маленького туриста, ну и себя за одно, потому, что водный поход с детьми это непростое мероприятие, а с ребенком-аутистом втройне.

Скульптура на трассе Сосново - ЗапорожскоеНа обратной дороге не удержались и остановились сфотографировать памятник оленям?, косулям?, но уж явно не лосям, установленный рядом с какой-то фермой. Да, богато Запорожское и его окрестности малыми скульптурными формами!

Ваня счастливо ехал в свом автокресле и лопал приз – шоколадку, банан и сок. Дома почти сразу отправился в постель и блаженно заснул. Лучшая награда родителям за удачно организованный поход выходного дня с детьми!

Ирина Столярова, специально для Заброска.рф

Что вам необходимо сделать

1. Если вы хотите посмотреть еще видео о наших путешествиях, лайфхаках, самоделках, снаряжении - добро пожаловать на наш YouTube-канал Заброска.рф. Почти 200 видео. Каждую неделю мы выкладываем новое.
  2. Задать вопрос и оперативно получить ответ можно в нашей группе ВКонтакте.
  3. Больше фото из наших походов и путешествий можно увидеть в нашем Инстаграме.
  4. Если вам понравилась статья и вы хотите поделиться ею, это легко можно сделать через социальные кнопки: