Кольский, Север        03 апреля 2013        1813         2

Зимний поход в Хибины: отчет неумелого лыжника. Фотоотчет

Расщелина Аку-Аку, идол. Мурманская область – Хибины, 23-29 марта 2013 г. Нитка маршрута: г. Санкт-Петербург – ж/д станция Имандра – р. Гольцовка – расщелина Аку-Аку – урочище Звездочка – перевал Юмъекорр – ручей Меридиональный – ручей Часнайок – перевал Южный Чорргор – р. Кунийок – база Куэльпорр – малый Вудъявр – г. Кировск – г. Мончегорск – г. Апатиты – г. Санкт-Петербург. Участники:  Дмитрий, Максим, Ирина.

 

Это мой первый опыт многодневных лыжных походов. Среди трех участников я самый слабый и малоподготовленный – и не только потому, что женщина, но и потому, что на лыжах стояла только в школе. О таких премудростях как подъем в горку лесенкой и елочкой вообще узнала только несколько месяцев назад, когда мы решили отправиться в лыжный поход в Хибины.

Наш вождь – Дима, который был в Хибинах несчетное количество раз, да и как многие уроженцы этих мест, почти родился в лыжах. Спасибо ему за опеку!

Макс – рыбак, охотник, спортсмен. В общем, лесной человек, впервые познакомившийся с горами. Он хорошо освоил туристские лыжи, на которых успешно рассекал горные склоны и перевалы Хибин.

За 3,5 ходовых дня нами было пройдено около 50 км.

Температура воздуха постоянно колебалась от в пределах от 0 градусов до – 15. И о каких лыжных мазях может быть речь, когда такие колебания происходили в течение одного дня?

Снаряжение: лыжи «Маяк-Турист» (деревянные, ширина 75 мм), палки алюминиевые туристские (у Димы – старые горнолыжные с лапкой-звездочкой), мультитопливная горелка Kovea (взяли ажно 2 шт., т.е. все, что были), спальники класса «Комфорт» (до — 10 градусов), палатка двухместная (трое с трудом, но умещаются), естественно, рюкзаки и прочее личное снаряжение.

Поход в Хибины. Заброска и начало маршрута

Как иронично заметил Макс: «В Мурманск без лыж нынче ездить не модно!» Лыжи были тем общим, что объединяло разношерстную толпу на Ладожском вокзале, ожидавшую посадки на поезд Санкт-Петербург-Мурманск. От классических деревяшек, у кого-то новеньких, у кого-то видавших виды, до модных ski-туров и горных — лыжи были почти у всех. У тех, у кого их не было, имелись сноуборды, на крайний случай, альпинистские каски и ледорубы.

Ладожский вокзал СПб. Перед посадкой в поезд СПб-МурманскСнаряжение красноречиво говорило о том, что цель поездки значительной части народа, плавно перетекшего к мурманскому поезду — активный отдых в Хибинах, горном массиве в центре Кольского полуострова.

1 день (прибытие поезда 17.20)

И вот, всего за сутки, мурманский поезд, который мы между собой окрестили лыжная стрела (по аналогии со специальными электричками, которые доставляют питерских любителей лыжных прогулок до мест катания в Ленинградской области), доставил нас до ж/д станции Имандра – небольшого полустанка между Апатитами и Оленегорском, откуда начинался наш маршрут.

Имандра, ж/д станция.Имандра (в переводе с саамского, большая вода) – озеро, рядом с которым расположена ж/д станция, отделяет Хибины от Мончегорска. По его льду можно дойти на лыжах или доехать на снегоходе до дачного поселка Рижгуба (7 км) от которого ходит автобус до Мончегорска. Или переть на лыжах 18 км до самого Мончегорска, который местные жители называют, с гордостью, Мончестер.

Зенит - везде чемпион, даже на КольскомНебольшой полумертвый поселок Имандра встретил нас зимней тишиной, лаем собак и….развивающимся флагом футбольного клуба «Зенит», который сначала показался мне галлюцинацией.

Лес около ИмандрыВ лесу у Имандры было людно как на самых модных зимних курортах. И не мудрено, ведь это, по сути, ворота в Хибины, маршруты, ведущие на большинство перевалов, горных долин и урочищ начинаются отсюда.

Пройдя пару часов и, примерно, 6 км по лесу, мы разбили стоянку на берегу реки Гольцовка. И слева и справа стояли многочисленные палаточные городки, раздавались голоса, слышался детский смех. Хибины зимой, во время школьных каникул — это не место для медитативного уединения. Зато практически отпадает необходимость тропежки – лыжня уже есть, и не просто лыжня – торная дорога, протоптанная лыжниками и снегоходами. Кстати, в лесу у Имандры есть мобильная связь. С Билайна можно звонить с хорошим качеством, вроде бы, и остальные операторы тоже в зоне уверенного приема.

Полезные статьи:

2 день

Переправа через реку ГольцовкаНаша первая цель – расщелина Аку-Аку. Позавтракав и собрав лагерь, стали искать переправу через Гольцовку. Река была практически полностью вскрыта, тем не менее, удобный участок нашелся быстро. На другую сторону реки перешли совсем без экстрима.

Вход в ущелье Аку-АкуПогода была пасмурной и теплой, на градуснике примерно – 4. Снег то начинал идти, то прекращался. И вдруг, на подходе к Аку-Аку началась настоящая снежная буря с холодным, пронизывающим ветром. Да, в такую погоду балаклава или хотя бы буфф были бы очень кстати.

По Аку-Аку на своих двоихЗайдя в ущелье, мы спрятались под снежный наддув у камня, чтобы перевести дух и согреться чаем из термоса. За время нашей короткой передышки стихия угомонилась, как будто кто-то поставил галочку – испытание прошли, пускать можно.

Болван в Аку-Аку.Решили пройтись немного пешком, чтобы дать мне отдохнуть. Подошли к истукану, которого одни считают памятником древней гиперборейской цивилизации, другие – останцем, появившемся благодаря работе ветра, воды и солнца.

Идол из Аку-Аку на фоне синего небаЯ специально включаю в свой Хибинский отчет две его фотографии, чтобы показать насколько молниеносно менялась погода. Ведь к тому моменту, как болван остался у нас за спиной, небо стало синими, а солнце – слепящим.

Длина ущелья около 5 км и оно чем-то напоминает американский каньон. В его центре – озеро, которое летом наполняет ледяная изумрудная вода. Туристы вынуждены обходить его по узкой полке, прижимаясь к неровным скалам. Зимой озеро замерзло и мы благополучно пересекли его на лыжах.

Ландшафт расщелины был таким же разным, как и сами Хибины зимой. И вот мы вышли к урочищу Звездочка (происхождение названия точно неизвестно), куда выходят два перевала и два ущелья Хибин. Наш путь лежал к Юмъекорру (в переводе с саамского — ущелье мертвых).

Стоянка в урочище Звездочка.Погода продолжала меняться, ясно – пасмурно – ясно – пасмурно. Также скакала и температура – от нуля до – 10 градусов. Было решено отложить штурм перевала на утро. Поставив палатку, мы решили не упускать момента — предзакатное небо стало вновь синим, и сделать несколько красивых кадров на фоне Юмъекорра.

Перевал ЮмъекоррСвоим силуэтом перевал напомнил мне аккуратную попку. По легенде, для пиратов-викингов, приплывших по Имандре на своих кораблях для того, чтобы хорошенько пограбить мирных саамов-оленеводов, он стал настоящей задницей. Саамы или, как их еще называют, лопари, заманили врагов в Юмъекорр, где и закидали камнями. Там лежали их трупы, оставленные на съедение диким животным и птицам. От этого перевал и получил свое название – ущелье Мертвецов.

Полезные статьи: 

Лыжный отдых в Хибинах: несоветский туризм и почтенные леди

3 день

Продрав глаза с первыми лучами солнца и согревшись едой, мы отправились на штурм Юмъекорра. Сначала километра 3 пологого подъема в гору. Затем достаточно крутой участок – чтобы и здесь подниматься на лыжах моей квалификации явно не хватало. Пришлось их снять и ползти пешком. Мне тропил Дима, снявший лыжи из солидарности со мной.

Вид с Юмъекорра на оз. ИмандраНа подъеме открывается вид на озеро Имандра, Мончетундры и город Мончегорск. То, что сначала кажется облаками – это тоже горы.

Юмъекорр. Перевальное ущельеЗайдя на перевал и, по нашему обычаю, выпив чая, двигаюсь дальше по перевальному ущелью – метров 500, то елочкой, то лесенкой.

Вид с Юмъекорра на горыИ вот – высшая точка преодолена и открываются соседние вершины и перевалы. Начинаем спускаться. Я опять на своих двоих.

Лыжники поднимающиеся на перевал ЮмъекоррВнизу видим целый отряд лыжников, идущих нам на встречу — на Юмъекорр. Равняемся с ними. И тут наблюдаем следующую картину – у парня лет 13 то ли защемило спину, то ли он просто устал. Руководитель группы отправляет его назад, в базовый лагерь одного, даже узнав, что мы сможем сопровождать его только небольшой участок маршрута.

Включаю этот факт в свой отчет о Хибинах из возмущения. В советские времена такое было бы невозможно. Странно, что люди, которые ведут в горы совсем неподготовленных школьников (это было видно по тому, как юноша держался на лыжах), не понимают насколько опасно оставлять такого туриста без опытного проводника. Парень из-за боли в спине несколько раз ложился на снег – солнце припекало, а то, что можно заснуть и замерзнуть он не понимал.

Буквально, подталкивая его под спину, мы передали мальчика еще одному туристу, решившему вернуться обратно примерно в том же направлении. Как мы поняли, отряд, который мы встретили, был сборно-стихийным и состоял из нескольких групп, базирующихся в верховьях реки Гольцовка.

Лыжный отряд у южного ЧоргорраПообедав, мы продолжили свой путь к перевалу Южный Чоргорр, рядом с которым решили встать на ночлег. В его направлении шла хорошая лыжня, пробитая группой туристов. Вскоре этот отряд попался нам навстречу.

Бабушка с регалиямиОдной из первых шла вот такая колоритная бабуля. Наши маршруты в Хибинах с ней уже пересекались, и мы прозвали ее «бабушка с регалиями». Во время путешествия нам вообще встретилось много почтенных леди и джентльменов глубоко пенсионного возраста, которые предпочитают просмотрам сериалов и посиделкам на лавочке активный отдых в Хибинах и других туристских местах. Лично я именно за такую старость, пусть и немножко эксцентричную.

Стоянка у Южного ЧоргорраНа стоянку решили остановиться у ручья Часнойок в низине. Начали расчищать место под палатку – рыть пришлось долго, получилась практически пещера. Оказалось – на благо. К вечеру, когда солнце скрылось, температура упала до – 15, поднялся приличный ветер. Не сдуло нас только благодаря тому, что мы хорошо окопались.

4 день

С утра, взбодрившись быстрыми кашами, встали на лыжи и погнали к Южному Чоргорру. Этот путь был выбран за безопасность, потому что на Северном Чоргорре случаются сходы лавин. Одна такая лавина в начале января смертельно накрыла двух питерских фрирайдеров. Повторять их судьбу не хотелось.

Перевал Южный ЧоргоррСтартовали при температуре – 13 и ярком солнце, хорошо, что у всех были проверенные солнечные очки, иначе бы не миновать нам снежной слепоты.

Подъем на Южный ЧоргоррКак только переходили на теневую сторону Хибин, зима вновь вступала в свои права. На солнечной стороне было по-весеннему жарко. Даже снег был разный.

Обелиск у перевальной точки Южного ЮмъекорраПреодолев крутой подъем, запечатлелись у обелиска на перевальной точке. С нее хорошо была видна гора Куэльпорр (в переводе с саамского – рыбья голова) внутри которой, во времена СССР, провели два подземных ядерных взрыва.

Гора КуэльпоррВ долине горы, рядом с рекой Кунийок (рыбная река), расположена одноименная база, которую называют еще базой КСС (т.к. там расположен пост МЧС).

Начали спуск к базе, и не такой уж и пологий он был, как я надеялась.

Хибины – национальный парк на рудниках

Снегоход, тянущий лыжников, у базы КуэльпоррПо мере приближения к базе, на пути все чаще стали попадаться палаточные лагеря, а мимо со свистом проноситься снегоходы, лыжники или снегоходы, буксирующие лыжников и сноубордистов. С высоты хорошо были видны проплешины вырубок – так готовили место под рудник и ГОК на берегу озера Гольцовое.

На базе Куэльпорр – полный аншлаг. Заняты все номера, несмотря на немалый ценник – 1000-1500 руб. с человека в сутки. Основное тусовочное место – кафе на первом этаже. Все лавки и стулья забиты: туристы, фрирайдеры, спасатели, участники XX фестиваля Заполярный март и члены его оргкомитета и прочие любители активного отдыха в Хибинах.

База Куэльпорр (она же база КСС)Атмосфера напоминает горнолыжный курорт или альплагерь. Цены тоже – комплексный ужин, состоящий из салата из огурцов и помидоров, отварного риса с тремя кусочками тушеной печени, яблока, хлеба и чая – 400 руб. Банка Туборга 0,5 – 100 руб. Все продукты в Хибины зимой забрасываются на снегоходах, люди – тоже. Связь – только Мегафон и то не всегда.

Отогревшись в кафе и поев человеческой пищи, пошли искать место под палатку, а также обсуждать планы на завтра – добираться самостоятельно до Кировска (вернее, до Ботанического сада) или поискать снегоход. Предстояла уже 4 ночь в отсыревших спальниках и промороженной палатке. Хотя то, что на улице явно потеплело, без сомнения радовало.

Пока мужчины ставились и обустраивались, я отправилась разведать обстановку со снегоходами, которые в большом количестве крутились вокруг гостиницы. Идти на лыжах 20 км у меня уже не было сил.

Местные владельцы транспортных средств отмахивались от нас как от назойливых мух – все снегоходы задействованы в подготовке к соревнованиям. Выручила сердобольная женщина Антонина (с благодарностью упоминаю ее в своем отчете о Хибинах), которая дала телефончик компании Кольские экспедиции, и даже дозвонилась до них по своему Мегафону. Договорились на 9 утра следующего дня и 2500 руб. за всю машину.

Снегоходы с нартами доверия мне не внушали, я тешила себя надеждой, что меня посадят за спину водителя, где ехать не так страшно.

Северное сияние на КуэльпорреИ последний сюрприз нашего последнего ходового дня – северное сияние, которое я мечтала увидеть, а старожилы фестиваля Заполярный март, уверяли меня, что это не так уж и просто.

5 день
Кафе на базе КуэльпоррК 8 утра собрали наш последний лагерь и пришли позавтракать в кафе. Комплексный завтрак из манной каши, йогурта, бутерброда с сыром и колбасой, чая и кофе – 300 руб.

Снегоходная выброскаНе моргнув и глазом, мы заглотили еду, тут и снегоход подоспел. Его водитель, выпив чашку чая, пригласил нас занять свои места на грубо сколоченных нартах. Дровнях, я бы сказала. Оказалось, что сесть сзади него нельзя – нет ручек, чтобы держаться.

Небольшая ремарка. Удивило, что инфу о возможности выброски Кольскими экспедициями мы узнали случайно, от других туристов. Сотрудники базы явно сундучили информацию и помочь нам не стремились, хотя все тут друг друга знают.

Куэльпорр-Ботсад, 20 км. на нартах, привязанных к снегоходуПоездка на снегоходе стала последней экстремальной частью нашего похода в Хибины. Привязав рюкзаки и лыжи, подстелив под попу коврики, мы уселись на нарты елочкой — спиной к водителю, вцепились друг в друга и погнали. Вернее, нам показалось, что погнали. На самом деле снегоход ехал со скоростью не более 20 км/час. Адская машина подпрыгивала на всех кочках. Мы периодически сползали к самому краю нарт и, если бы у снегохода не барахлил двигатель, и водителю не приходилось периодически останавливаться, то падение было бы неминуемо. Мужики, правда, уверяли меня позже, что оно было бы мягким, вот только вряд ли после него кто-нибудь уговорил бы меня снова забраться на эту телегу.

Вид на Кукисвумчорр (25 км)За час доехали до Ботанического сада. Открылся индустриальный пейзаж поселка Кукисвумчорр, который все называют незатейливо – 25 км. Думаю, что если на Гольцовом озере заработают рудник и ГОК, то многие популярные маршруты по Хибинам будут украшены примерно такими видами. Надеюсь, что придание Хибинам статуса национального парка остановит уничтожение этого уникального мира.

Снежные скульптуры в Снежной деревнеПо пути в Кировск решили зайти в знаменитую Снежную деревню. Сделали несколько фото снежных скульптур, которые можно разделить на два вида: спортивные и сюрреалистические. В сам снежный дворец мы не пошли – цена билета 400 руб. со взрослого человека за 15-минутный променад показалась неадекватной.

Пешком дошли до ближайшей остановки на шоссе в г. Кировск, сели на автобус и через 15 минут оказались в столице горнолыжного Кольского края.

Памятник Горькому в Кировске. Знал ли классик о существовании этого города?Городок зарос снегом по самые уши. Из-за высоких снежных торосов, закрывающих домишки и, по колено, Максима Горького (создается ощущение, что буревестник революции что-то прячет), проход по улицам Кировска весьма непрост.

Засели в кафе «Вечернее», расположенном недалеко от здания городской администрации (бизнес-ланч 250 руб.) в ожидании друзей, которые выехали за нами из Мончегорска на машине.

В их квартире нас ждали душ, теплый ночлег и накрытый стол. А на следующий день – доставка до ж/д станции Апатиты.

6 день
Вокзал Апатиты, зал ожиданияУезжать из Апатитов без лыж также не модно, как и приезжать. Вглядываясь в лица туристов, сгруппировавшихся в зале ожидания, узнаем некоторых, с которыми наши маршруты пересекались в Хибинах.

У перрона ж/д АпатитыФинальное фото у ж/д вокзала, торопливая погрузка в поезд и вот мы уже едем домой, обсуждая детали похода, прокручивая в голове план отчета о Хибинских приключениях и строя планы на летне-осеннее возвращение в эти края.

Ирина Столярова, специально для Заброска.рф

Обсуждение: 2 комментария
  1. стас:

    спасибо Вам за подробный и познавательный отчет!

    Ответить
    1. Дмитрий:

      Присылайте свой отчет, с удовольствием опубликуем его у себя на сайте. С уважением, Ирина

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь на наше видео