Восток, Тянь-Шань               7951         1

Хан-Тенгри: моя горная болезнь

Хан-Тенгри - вид с севераЭту статью я решил написать не как отчет, а как свободный рассказ о своем опыте пребывания на высоте во время восхождения на Хан-Тенгри (7010 м) в 2011 г. Пик Хан-Тенгри – находится на Тянь-Шане, на границе Казахстана, Киргизии и Китая.

Хан – это мой первый высотный опыт, до него я не бывал выше 4500 м (Белуха). Я расскажу о своих ощущениях новичка и о выводах, которые сделал для себя.

Возможно это будет интересно тем, кто только собирается попробовать себя в высотном альпинизме.

Хан-Тенгри: начало

Итак, волей судьбы я попал в команду сильнейших высотников России. Из 13 человек, примерно, половина — со званием «снежный барс» (Покоритель высочайших гор СССР) и с восхождениями за 8 тыс.

Каркара - лагерь у подножия Хан-Тенгри

Международный альпинистский лагерь Каркара

Наша группа прилетела в Алматы и в этот же день трансфером через казахские степи отправилась в лагерь у посёлка Каркара — на высоту 2000 м.

На следующий день было совершенно несложное акклиматизационное восхождение на соседнюю горку почти 4000 м. Это далось мне, как и всем остальным, достаточно легко. Единственный неприятный момент – при спуске по травянистому склону я наступил в сусликовую нору и подвывихнул ногу. Нога в последствии распухла и посинела.

На следующий день мы погрузились в вертолет и над белыми пиками Тянь-Шаня перелетели в Базовый лагерь Хан-Тенгри на леднике Северный Иныльчек (4000 м).

Базовый лагерь Хан-Тенгри

В Базовом лагере поселились в стационарных, немного дырявых, но с настилом, палатках и принялись обустраиваться. Никаких дурных ощущений я пока не чувствовал.

И тут меня попросили помочь притащить деревянную скамейку, валявшуюся метрах в двухстах от лагеря. Я схватил ее и бодро зашагал по леднику и через несколько шагов почувствовал как резко потяжелели ноги, так что и шагу сделать было трудно, и закружилась голова.

Собрав волю в кулак, я донес скамью, поставил ее в лагере, сел на нее и, неспособный даже слова сказать, несколько минут смотрел на закрывающий пол неба пик Хан-Тенгри. Тут то я понял, вот она – горняшка.

Через два дня жизни в Базлаге и прогулок по леднику началось восхождение на Хан-Тенгри.

Пик Хан-Тенгри: акклиматизационный выход

Утром в первый день восхождения – выход на акклиматизацию, хорошенько расшнурив и растопорщив свой пластиковый SKARP, засунул в него опухшую ногу и сильно затянул шнуровку. Вроде идти можно!

Лагерь 1 на Хан-Тенгри

Лагерь 1 — 4700 м

Лагерь 1 – заходим по крутому снежному склону. И вот – 4700 м. Пока все нормально. Смотрим на ледник с высоты птичьего полета. Ночевка.

На следующий день по скальному ребру, кое-где со снежными подушками, доходим до Лагеря 2 – 5300 м. Весь маршрут провешен кучей старых лохматых крученых веревок, и лишь кое-где они заменены на более-менее свежие. Но жумар Petzl и по таким идёт хорошо.

Лагерь 2, восхождение на Хан-Тенгри

Лагерь 2 — 5300 м

И вот — на большой снежной полке, Лагерь 2. Мест для палаток здесь намного больше, чем в первом. Ночёвка при сильном ветре.

Утром – спуск в Базовый лагерь Хан-Тенгри на отдых. Спуск даётся тяжелее, чем вчерашний подъём. Сказывается ночь на высоте.

Но в целом самочувствие нормальное, не считая дикой усталости. В Лагере 2 оставил кошки и ледоруб за ненадобностью.

Отдых в Базлаге был просто курортом на 4000 м, после 5300.

Самочувствие прекрасное, только начал кашлять. Кашляла, примерно, половина тех, кто уже побывал на горе. Хорошо помогают дешёвые таблетки «От кашля» и «Мукалтин». Но желающих было больше, чем запас врача. Если бы знал, то взял бы таких таблеток из дома.

Трое участников отказались продолжать восхождение на Хан-Тенгри, а одного из них вертолетом срочно отправили в больницу.

Два дня отдыха — и вперед наверх. За это время со склона сошла лавина и путь к Лагерю 1 превратился из снежного в ледовый, а мои кошки и ледоруб остались в Лагере 2. Это была ошибка.

Без кошек

Дорога к Лагерю 1 – 45-градусный ледовый склон, который нужно преодолеть траверсом с подъёмом. Лед шершавый и не очень твердый.

Я с силой вбивал остриё трекинговой палки и ставил ботинок вплотную к ней, чтобы нога не поехала. Движения делал плавные, но быстрые. Хотелось поскорее преодолеть этот участок. Ведь вниз – пол километра высоты! Адреналина нахватался. И вот второй раз Лагерь 1. Переночевали.

С утра идём уже по знакомому гребню в Лагерь 2 и здесь ночёвка.

Путь в Лагерь 3 лежал через вершину – выступающее плечо пика Чапаева – 6100 м, с него спуск на перемычку Хан-Тенгри – 5900 м в Штурмовой лагерь (он же третий).

Этот участок оказался для меня самым тяжелым. Весь путь также провешен старыми веревками и представляет собой несложные скальные ступени по 2-3 метра перемежающиеся со снежными участками. Но именно эти 2-3 метровые скалки и было трудно преодолеть на жумаре (вспомнилась скамейка в первые дни).

Плечо Чапаева, маршрут восхождения на Хан-Тенгри

Плечо Чапаева — 6100 м

И так, шаг за шагом, подтягиваясь на жумаре, я тащил себя на «плечо Чапаева». Перед самой вершиной начался снежный купол, и тут, из-за купола, в нескольких метрах от меня внезапно вылетел вертолет, заложил дугу и сел на перемычку 5900 м. Видимо там что-то случилось!

Как потом оказалось, в Штурмовом лагере сильно заболел иностранец из Австралии. Его срочно сняли с горы Хан-Тенгри и повезли прямиком в больницу.

Я продолжаю ползти, отдыхаю каждую минуту и вот – вершина плеча. Тут меня догоняет один из восходителей, подбадривая заставляет меня встать с рюкзака и спуститься к Штурмовому лагерю.

Полезные статьи:

Горняшка

Тут я почувствовал состояние сильнейшего опьянения, а когда закрывал глаза, то появлялась четкая картинка как будто я на надувном матрасе качаюсь по волнам, а вокруг тихо и тепло. Абсолютно не хотелось шевелиться и даже разговаривать. Ничего не болело. Было хорошо и уютно. Наверное, так и умирают от горняшки.

По рации со мной связался врач из Базлага. Я рассказал ей об ощущениях. Диагноз – отек мозга.

По инструкции врача, из аптечки, которая имеется в штурмовом лагере, в один шприц собрали «коктейль» и вкатили мне в вену. Все улеглись спать.

Штурмовой лагерь на Хан-Тенгри

Штурмовой лагерь — 5900 м

Рано утром, часа в 4, я проснулся от того, что все возятся и собираются на вершину. Я тоже как бы по инерции начал вылезать из спальника, одеваться. Тут же получил от опытных настоятельную рекомендацию остаться в Штурмовом лагере и посмотреть на свое самочувствие.

Из расстегнутого входа я взглядом проводил цепочку фонариков, уходящих на штурм пика Хан-Тенгри и снова завалился спать.

Перемычка между пиками Хан-Тенгри и Чапаева

Вид на вершину с перемычки

Проснулся часа через два, вышел погулять. Погода испортилась – мело. Прошелся по тропе, ведущей к вершине. Была мысль: «А не пройтись ли?», но дальше были провешены веревки, нужна была страховочная система, а она осталась в Штурмовом лагере, поэтому пришлось просто насладиться прогулкой на 6000.

И тут я увидел сквозь пургу силуэт. Это оказался один из участников нашей команды. Он сказал, что не идется, да и погода не шепчет.

Затем появился еще один. За ним еще. От вершины Хан-Тенгри отказались семеро. Плюс те трое — еще раньше.

Во второй половине дня погода наладилась. И по рации мы услышали об удачном восхождении одного из наших, за ним на вершину зашли еще двое. То есть из 13 участников зашли трое.

Следующий день был солнечным и из-за тёмных очков и слепящего снега я не сразу заметил, что один глаз у меня не видит. Затем определил, что пальцы рук и ног ничего не чувствуют и как бы слегка посерели. Я пытался их растереть, но тщетно. Все понятно – быстро вниз.

Собрали лагерь и начали спуск с подъема на плечо. Затем я вщелкнулся карабином в «понравившуюся» веревку из того пучка, что скопился за годы восхождений на Хан-Тенгри, и вниз. Тут, учитывая состояние и невидящий глаз, главное, правильно перещелкнуться на станциях.

Хан-Тенгри, ночевка в Лагере 1

Я в первом Лагере

После спуска с 6100 м на ледник на 4000 м сил не осталось. А еще идти до лагеря километр по леднику с мостками через трещины. Немного отдохнув, сделал последний рывок. И вот – коньяк, плов, баня. А дальше – вертолет, самолет, дом и МРТ.

Мои выводы:

• Даже не имея опыта обитания на 4000 метров, на такой высоте вполне можно жить, но любая физическая работа тут же вытягивает все силы.
  • Команда должна быть равноценной по силе участников, т.к. у более сильных и опытных свой ритм восхождения.
  • Восхождение лучше делать в три или в четыре этапа, а не в два как было у нас.
  • При первых признаках приступа горняхи — валить вниз. То есть отношения в группе должны быть построены так, что, либо все без претензий к заболевшему идут вниз, либо спокойно его одного отпускают, а не держат на высоте пока лидеры штурмуют вершину.
  • Необходимо брать с собой всякие «вкусные» таблетки — у высотного врача их на всех не хватает.

Дмитрий Рюмкин, специально для Заброска.рф

Что вам необходимо сделать

1. Если вы хотите посмотреть еще видео о наших путешествиях, лайфхаках, самоделках, снаряжении - добро пожаловать на наш YouTube-канал Заброска.рф. Почти 200 видео. Каждую неделю мы выкладываем новое.
  2. Задать вопрос и оперативно получить ответ можно в нашей группе ВКонтакте.
  3. Больше фото из наших походов и путешествий можно увидеть в нашем Инстаграме.
  4. Если вам понравилась статья и вы хотите поделиться ею, это легко можно сделать через социальные кнопки:
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Nordman says:

Из опыта зимнего Эльбруса могу сказать, что на высоте (зима потенцирует действие высоты, ибо тупо вымораживает влагу из воздуха) ларингит — практически у 100% участников (уже на высоте Дизель-Хаты 4100 мнум). Дальше — процесс идет вглубь и вширь, превращаясь в бронхит, а дальше этому процессу лучше не давать ходить.
    Классическая горняшка по «мозгам», из небольшого опыта — подобна действию алкоголя. Большинство «грузится» и начинает «тупить», а вот у некоторых, напротив — появляется буйная деятельность, с перспективой «геройства» и спас-работ. Таких лучше уводить вниз принудительно. И заранее. Чтобы потом не уносить.
    Все расклады и вопросы по тактике и стратегии восхождения следует закрывать внизу и тоже — заранее. Высота — самое плохое место для «расхождения во мнениях».